Главная » Статьи » Мои статьи |
Как говорят врачи – «нет абсолютно здоровых людей, есть не до конца обследованные»). У каждого «нормального», вполне здорового человека возникают «проблемы». Многие живут с ними и даже не представляют, что можно жить иначе. Кто-то решет их самостоятельно, зачастую не совсем «экологичными» по отношению к себе способами. Кто-то обращается за помощью специалистов в области практической психологии. В этом материале, написанном по аудиозаписи давней лекции практического психолога Марата Гусманова (Астана, Казахстан) на пермском психологическом декаднике, попробую классифицировать этих специалистов – психотерапевта и психолога, определить различия психотерапии и психологического консультирования. Не прибегая к сложным определениям, определим основную функцию психики как организацию и реорганизацию живого организма. Тогда общая идея практической психологии и психотерапии в том, что организацию психики человека по его желанию можно корректировать (реорганизовывать) до той поры, пока его состояние и его жизнь не будет ему нравиться. Сама психика как таковая не обнаруживается. Нет наблюдений ее напрямую, не существует для этого научных инструментов. Поэтому условно отобразим все, относящееся к человеческой психике и психическому, как некий объем. И выделим область «мышление» – как часть, функцию психики, которая позволяет оценивать и различать, строить причинно-следственные связи, обобщать и прогнозировать, т.е. обеспечивает ориентировку человека в межпредметных связях и отношениях. Не усложняя рассуждения, используем всего два параметра, чтобы провести водораздел между психотерапией и консультированием: с чем работает каждый подход и как происходит распределение ответственности. Рассмотрим первый критерий - это область работы с психическим. Психотерапия работает со всем массивом психики. Каждая школа, направление психотерапии - с опреденной областью. Консультирование – только с мышлением, т.е. не напрямую с самими чувствами, например, а с тем, что мы о них думаем. Если при этом задевается область чувств, происходит катализация какого-то чувства – это выход за границы собственно консультирования. Конечно, четкой границы тут провести нельзя. Второй критерий: распределение ответственности. Шкала ответственности простая: от 0 до 100%. Начнем с пример: Я говорю врачу «У меня температура». Врач ставит диагноз, используя специальный инструмент – градусник, объективно определяющий температуру тела. Затем производит шкалирование (оценку) температуры – 38’– выбирает процедуру и «ставит укол». Температура снижается. Я – здоров.) Тут вся ответственность – 100% - на докторе. Он лечит – я как пациент (с латинского «терпящий») принимаю лечение. Это медицинская модель. Психотерапия Примеры: я говорю психотерапевту «Я пью». Он определяет процедуру и меня «кодирует». Он лечит – я принимаю лечение. Это вариант клинической психотерапии: тут 100% ответственности на терапевте. Другой пример – психодрама. Психодраматист слушает «У меня проблемы с папой» протогониста и говорит – «Выбери себе папу». Это назначение. Протогонист его выполняет (не путать с «испытывает). Психодраматист командует: «Скажи ему…» – тот выполняет. Распределение ответственности, наверно, 90% -10%. (есть активность протогониста, еговыборы, он может вообще отказаться от участия). При этом поле деятельности – вся психика. Распределение ответственности – динамическое. Была взята психодрама для примера, тут, в принципе, неважно как какая школа диагностирует и какими процедурами пользуется. Консультирование Поле деятельности – мышление. Распределение ответственности обязательное. Вкорее всего, у клиента не менее, чем 50% ответственности. Если же даются – хотя «психологи не дают советов») – конкретные рекомендации, т.е. назначаются процедуры, производятся интервенции – это уже переход к психотерапии, но в области мышления. Т.е. тут многое зависит от специалиста и способов-методов его работы. Используя эти два критерия, можно даже составить таблицу социальных специальностей: «Психиатрия - Психотерапия - Консультирование – Коучинг» аля Менделеев. Также есть отличия построения самих процессов работы. Принципы психотерапии: 1. Режиссура (терапевта) в соответствии с рамками психологической школы 2. Дозировка – соответствие назначенной процедуры ресурсам клиента 3. Активность (сделать в предложенном формате) 4. Шерринг – деметафоризация (проговаривание результатов, выход из модели психологической школы) Принципы консультирования: 1. Экологичность, жизнеутверждение 2. Активность (самостоятельность мышления) 3. Ясность (целостность) мышления 4. Качество (эффективность) мышления Итак, если совсем коротко, при всем многообразии и различии: Консультирование – совместное обдумывание организации психики. Психотерапия, то есть, практики - мероприятия по организации психики, у них общая цель вспоможения - улучшение состояния и качества жизни человека, и четкую грань между ними зачастую провести затруднительно. Вопрос «кто круче, консультант или терапевт», мне кажется, не стоит. Кто обогащен разными подходами, чья работа эффективнее – тот профессиональнее. Хороший специалист всегда выходит за рамки своего дела. Есть, однако, момент, когда наличие медицинского образования играет отрицательную роль - основная ошибка врачебного подхода в том, что он перекладывает ответственность с человека за свое состояние на болезнь. Как обычно - выбор только за вами. | |
Просмотров: 698 | Комментарии: 6
| Теги: |