Главная » Статьи » Мои статьи

Информация для родителей подростков и классных руководителей школ

Программа психологического сопровождения психического развития подростков

Ведущие:

Мы, можераторы блога

Основополагающие принципы в работе:

- системный подход

- осознанность

- ответственность

- открытость

Идея программы: 

  1. Мы считаем, что в условиях естественного развития подростов групповая работа в виде психологического сопровождения психического развития подростка – максимально корректная профессиональная деятельность, имеющая целью создание условий, предоставляющих ребенку возможность выбора и реализации собственного пути, направления и темпа развития. Психологический тренинг вообще, а для подростков, в частности, понимается нами как психологическое обучение с учетом особенностей возраста и задач, стоящих перед подростками. Таким образом, психологическое обучение предполагает создание условий для личностного  роста  всех участников тренинга, в том числе классного руководителя, родителей, ведущих.

  2. Системное мышление и использование принципов системного подхода в работе дают понимание того, что «семья» и «школа» являются взаимосвязанными и взаимовлияющими подсистемами общего процесса, единого воспитательного пространства (в отличие от традиционного представления, что «семья» и «школа» - два четко ограниченных, разделенных друг от друга института, каждый со своими правилами, потребностями, задачами)

  3. С точки зрения системного подхода, особое внимание необходимо уделять не только подросткам (как заказчикам психологического тренинга), но и всем, кто находится в непосредственном длительном контакте с ними (родителям и классному руководителю), а также взаимоотношениям между всеми участниками образовательного школьного процесса. Поэтому,

  4. Участие классного руководителя в психологическом тренинге – это условие для создания доверительных, неформальных отношений педагога с учащимися в классе, которое способствует росту эффективности классного руководителя при работе с классом.

  5. А участие родителей в психологическом сопровождении психического развития подростка ведет к принятию и пониманию своих детей, к искренним и открытым отношениям между детьми и родителями, к эффективному взаимодействию с классным руководителем.

 

Сверхзадача предлагаемой групповой работы с системой классного коллектива: гармонизация личности и межличностных отношений каждого участника тренинга

Таким образом, мы убеждены в том, что психологическое сопровождение (обучение) подростков в процессе их психического развития необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с их родителями и классным руководителем. 

Предлагаемая базовая (основная) схема групповой работы (10 часов) используется, прежде всего, при необходимости разрешения какой-то острой ситуации в классе и выглядит следующим образом:

  1. Выяснение запроса классного руководителя – бесплатно

  2. Одночасовое родительское собрание – презентация программы, выяснение запроса родителей - бесплатно

  3. Одночасовое психологическое занятие с детьми – диагностика, выяснение запроса учеников на тренинг, мотивация на тренинг

  4. Тренинг для подростков: два занятия по три часа два дня подряд (как правило, суббота, воскресенье или каникулярные дни)

  5. Тренинг для родителей: одно трехчасовое занятие (участие в упражнениях, которые оказались значимыми в тренинге с детьми, обсуждение результатов, рекомендации) в любое время, как правило, вечером среди недели.

Требования по базовой модели:

  • Участие в тренинге для подростков всего класса (формируются новые отношения между учащимися, происходит сплочение класса – присутствие минимум 90% учеников)

  • Участие классного руководителя в тренинге, в родительских собраниях

  • Участие родителей

  • Предоплата

Программа тренинга для подростков и родителей пишется под конкретный класс, под конкретный запрос.

После проведения групповой работы по базовой модели возможно пролонгированное сотрудничество с участниками по договоренности (в различных формах: лекции, практические занятия для участников тренингов, индивидуальные, семейные консультации) с использованием системы скидок при оплате психологических услуг.

Предлагаемые темы тренингов для подростков:

  • тренинг общения

  • тренинг общения с родителями

  • тренинг развития сплоченности классного коллектива

  • психологическая группа для девочек

  • тренинги личностного роста для подростков (ориентированы на решение нормативных возрастно-психологических проблем и задач, прежде всего,   задач   самоопределения, в том числе и профессионального: кто я, куда я иду, я среди других, уверенность и уверенное поведение, целеполагание, лидерство, выбор профессии, доверие в группе, конфликты,  агрессия и пр.)

  • а также, по запросу.

Общие принципы работы по предлагаемой программе  психологического сопровождения психического развития детей:

- безоценочность, принятие каждого участника тренинга;

- партнерское взаимодействие всех участников тренинга (взаимодействие ведущих с участниками тренинга  по принципу «личность – личность»)

- осознание ведущими важности личности каждого участника группы и открытость к работе с любыми возникающими  в этой группе психологическими трудностями (гибкость и спонтанность ведущих);

- со-проживание, со-развитие, со-личностный рост ведущих и участников тренинга.

- формирование навыков системного мышления у всех участников тренинга

Принципы работы с подростками:

- соответствие  программ тренинга задачам и особенностям подросткового возраста;

- сочетание ориентации на формирование конкретных качеств и навыков с гибким реагированием на решение задач саморазвития и личностного роста;

- недирективность и корректность позиции ведущих, стимулирование самостоятельных поисков и решений;

- искусственно сконструированная или подсмотренная ведущими естественная ситуация, когда участники тренинга побуждаются к совершению своеобразного микропоступка, а потом получают и дают обратную связь: что чувствовали, что переживали, что видели. (Именно микропоступок личности дает ощущение и переживается как выход за пределы границ личности, что и является личностным ростом подростка).

Принципы работы с родителями:

Повысить эффективность взаимодействия родителей с детьми через:

- овладение конкретными психологическими навыками общения с детьми,

- овладение знаниями психологических особенностей своих детей,

- рост внутренней личностной свободы родителей, осознание  собственной позиции по отношению к жизни

- повышение  психологической готовности взрослых к свободному и ответственному поведению их детей

Принципы работы с классным руководителем:

- участие классного руководителя в тренинге с подростками и во встречах с родителями   является необходимым и важным;

- классный руководитель во время тренинга является его полноправным участником

Категория: Мои статьи | Добавил: Виталий (02.07.2011)
Просмотров: 3387 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 supertramp  
0
"Трибунал"! Да, Дюже хороший способ разводить конфликтные ситуации. И не только в школе.

3 Виталий  
0
А мне нравится идея суда - из нее можно сделать классную (во всех смыслах) игру-упражнение, полезное и подросткам и преподам, зачастую берущим на себя роль судии

2 supertramp  
0
Или еще интересная тема для треннинга: "СУД НАД КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ". Все как положено адвокат, прокурор, перекрестный допрос... такого еще не было....

1 supertramp  
0
Мне очень понравилась серия "Хауса", где он в школе подросткам на день профессии читал лекцию о дилдо (вибраторах) и прочей похабени. Успех у аудитории был полный! Дети не отпускали Хауса несколько часов.

Имя *:
Email *:
Код *: